Как Токаев пытался стать «президентом надежд», но попал в «День сурка»

0
1265

Касым-Жомарт Токаев уже два года президент Казахстана. Удалось ли ему стать самостоятельным политиком и как он справился с эпидемией коронавируса, экономическим кризисом, проблемами в отношениях с Россией, с защитой прав этнических казахов в Китае и другими стоявшими перед ним задачами? Об этом высказывает свое мнение казахстанский политолог, директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев.

Настоящее Время: Давайте начнем с прямого вопроса: что изменилось в Казахстане и к чему пришла страна за два года правления Токаева?

“Я бы вообще не называл прошедшие два года «правлением Токаева». Все-таки то, что мы наблюдали два года, является «полупрезидентством». Этот президентский пост изначально был окружен большим количеством «красных флажков», которые расставил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И первый президент с политической сцены никуда не ушел. Он продолжает контролировать многие вопросы внутренней и внешней политики.

Если говорить о внутренней политике, то ключевые моменты связаны с проведением политических реформ, которые получились «полуреформами», с большим количеством имитаций таких реформ. Это вызвало большую критику. Среди других моментов, которые контролирует первый президент, — это кадровые вопросы. Если вы посмотрите, то увидите, что за два года в политике Токаев серьезных кадровых изменений не сделал. Остались те же самые представители политической- и бизнес-элиты, которую когда-то создал Назарбаев, окружил себя определенными очень мощными финансово-промышленными группами.

Показательна ситуация с премьером Аскаром Маминым. В прошлом году, когда была эпидемия коронавируса, Токаев попытался жестко критиковать премьер-министра. Но после парламентских выборов, которые прошли в начале 2021 года, он снова назначил его премьером — по рекомендации, кстати, Назарбаева как лидера правящей партии «Нур Отан», которая снова получила большинство в парламенте.

То есть мы здесь видим, по сути, полутранзит власти. Полный транзит пока еще не наступил: он наступит, когда первый президент полностью уйдет с политической сцены. И, возможно, тогда Казахстан попадет в ту же самую ситуацию, в которую попал Узбекистан после смерти Ислама Каримова и с приходом Шавката Мирзиёева.

Всё познается в сравнении. Если сравнить Токаева и Шавката Мирзиёева, то мы увидим, что между двумя президентами есть отличия. У Мирзиёева изначально не было надсистемного контролера, он стал активно чистить предыдущую элиту, создавать свою собственную элиту. Он пытался и проводит определенные экономические реформы, хотя и сохранил авторитарную систему. Но в любом случае — у него более свободные руки, чем у Токаева сейчас. А у Токаева слишком много ограничений, которые на него наложили”.

За прошедшие два года в мире случилось несколько потрясений, главное из которых — коронавирус. Многие страны были вынуждены скорректировать свою повестку и даже геополитическую стратегию. Вам понятно, куда Токаев и его сподвижники ведут Казахстан?

Знаете, есть такие понятия, как «президент надежд» и «президент разочарований». Во многих демократических странах, когда президентом избирают нового политика, он изначально имеет статус «президент надежд», а потом, как обычно, становится «президентом разочарований». У Токаева было всё наоборот. В 2019 году он изначально был «президентом разочарований» для определенной части казахстанцев, которые сильно критиковали выборы и считали их нелегитимными. Поэтому прошедшие два года Токаев пытался всеми силами перестать быть «президентом разочарований» и получить статус «президента надежд».

Поэтому в социально-экономическом сегменте он озвучил немало надежд, которые частично реализовались. Он постоянно заявляет о необходимости модернизации экономики, что необходимо снижать сырьевую зависимость. Но в принципе то же самое говорил и Назарбаев. То есть в экономической сфере я на самом деле вижу такой «День сурка». Звучат примерно те же тезисы, что Казахстану нужно слезать с «сырьевой иглы», что нужно поддерживать малый и средний бизнес — особенно после эпидемии коронавируса, что необходимо создавать в Казахстане абсолютно новые отрасли, которые должны двигать страну в будущем и помочь ей войти в список 30 самых развитых стран мира. Но вся эта фразеология сильно не поменялась, она сохранилась еще со времен первого президента.

Так удалось ли Токаеву стать «президентом надежд»?

Нужно исходить из того, что «президентом надежд» у него не получилось стать хотя бы потому, что все те лозунги, которые он озвучил в 2019 году касательно политических реформ, так и не были реализованы в той мере, в какой этого ожидали в обществе. Возможно, это было самым сильным репутационным ударом для Токаева. И я думаю, что мощную точку на этом поставила в феврале резолюция Европарламента о политической ситуации в Казахстане. Очень жесткая резолюция, с мощной критикой политической системы страны, особенно парламентских выборов, которые прошли в начале года.

Я думаю, что Европарламент своей резолюцией нанес очень сильный удар по репутации и Токаева, и казахстанской власти в целом, которая себя активно позиционировала как реформаторы. Но у них этого не получилось.

В последнее время много говорится о многовекторной политике Казахстана. В свете всё усиливающегося противостояния России и Запада дружить «со всеми» становится всё труднее. Недавно прозвучали заявления, что Казахстан должен присоединиться к антизападным санкциям. Как вообще Нур-Султан должен себя вести на фоне конфликта Москвы и Брюсселя — Вашингтона?

Сразу после заявления замглавы МИД России Александра Панкина о том, что обсуждается консолидированный ответ на санкции участников ЕвразЭС, часть экспертов в Казахстане выступила активно против участия Казахстана в каких-либо коллективных санкциях. Потому что это не наша война. Лукашенко и Путин ввязались в эту войну и создают большое количество проблем для своих партнеров по ЕвразЭС своими непродуманными геополитическими решениями — но это не касается Казахстана. Казахстан — суверенное государство, у него есть своя внешняя политика, которая базируется на многовекторности, свои экономические интересы.

Недавно МИД Казахстана сделал на эту тему официальное заявление, что Казахстан не будет участвовать ни в каких переговорах, которые касаются неких «консолидированных позиций» по отношению к Западу. Потому что Казахстану это не выгодно! Не будем забывать, что крупнейший торговый партнер Казахстана — это Европейский союз. Это немаловажный фактор.

Каково влияние на Токаева первого президента лично и на все происходящее как внутри Казахстана, так и на внешнюю политику страны?

Токаев сформировался как политик именно при Назарбаеве, и был им активно поддержан. Это уже многое объясняет. Назарбаев оказывает серьезное влияние на действующего президента, как, в принципе, на всю политическую- и бизнес-элиту в Казахстане. Поэтому серьезные политические и экономические изменения в Казахстане, возможно, произойдут лишь после ухода Назарбаева. Но это будет уже другая история.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь